Мой блог
Препятствия в медитации
Свами Вишнудевананда "Медитация и мантры"
Препятствиями к осуществлению самореализации являются бо­лезнь, умственная апатия, сомнения, безразличие, лень, жажда удовольствий, заблуждение, невозможность практиковать и под­держивать концентрацию, беспокойство ума, вызванное рассеян­ностью.

ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ

Тело — единственное транспортное средство, которое есть у человека для достижения самореализации, и как таковое долж­но поддерживаться сильным и здоровым. Так же, как топор должен быть острым для того, чтобы срубить дерево, так же и цель будет достигнута быстрее, если тело находится в пре­красной форме. Человек может практиковать йогу или любую другую дисциплину или религию и умереть, достигнув совер­шенства. Затем он рождается в следующей жизни, практику­ет еще несколько лет и снова умирает. Таким образом, много времени уходит на процесс рождения и смерти. И хотя чело­век не должен испытывать привязанности к телу, необходимо поддерживать его сильным, чистым и способным выдерживать суровую практику.

Здоровый ум также важен. Поскольку тело и ум близко свя­заны, необходимо непрерывно поддерживать хороший настрой ума. Хорошее настроение и хорошее здоровье идут рука об руку. Мудрый ищущий заботится о здоровье своего тела с помощью регулярной практики асан и контроля над дыханием, умеренно­го питания, отдыха и обилия свежего воздуха. Человек не дол­жен употреблять наркотики и, по возможности, лекарства, при необходимости следует обращаться к натуропатии. В качестве другой крайности некоторые ищущие отказываются принимать лекарства даже в случае серьезной болезни. Эти люди без не­обходимости истязают тело, они позволяют недугу проникнуть вглубь и разрушают свое здоровье. Вскоре они утрачивают фи­зическую способность продолжать свою практику. Намного луч­ше принимать лекарства несколько дней и быстро вернуться к практике, чем позволять заболеванию принять тяжелую форму, что создаст большие трудности и задержки в выполнении регу­лярной практики. Наиболее эффективное лекарство от многих болезней — пост, во время которого пищеварительной системе обеспечивается отдых и токсины выводятся из тела.

Так же, как тучи заслоняют солнце, тучи слабости заслоняют человека от непрерывной практики и самодисциплины. Только в случае серьезной болезни можно практиковать джапу и легкую медитацию. Медитация - лучшее лекарство при любом заболе­вании, поскольку она наполняет энергией и очищает каждую клетку и ткань в теле.

Неправильное питание является еще одним препятствием к духовному прогрессу. Вся пища обладает различными энер­гиями. Физическое тело формируется из грубой физической части съеденной пищи, а ум формируется из более тонких ча­стей. Если пища является нечистой, ум также становится не­чистым. Сигареты, алкоголь, наркотики и заранее приготов­ленная пища ~ наиболее вредоносные факторы. Пища должна быть простой, легкой и питательной. Готовые к употреблению, приправленные специями продукты, которые можно увидеть на полках супермаркетов, не могут входить в йогическую диету.

Многие люди едят намного больше, чем им необходимо, просто в силу привычки или потворствуя аппетиту. Несбалан­сированное питание - причина большинства заболеваний, при­сущих современному обществу. Если человек страдает от боли в желудке или сонливости, вызванной перееданием, медитация становится невозможной. Важно не принимать пищу за два часа до практики медитации. Если медитация практикуется в ранние утренние часы, ужин должен быть легким.

Золотая середина - это ключевой пункт ежедневных привычек человека. Тело может стать более восприимчивым к бо­лезням из-за слишком долгого или слишком краткого сна, не­правильной пищи, тесноты и духоты, чрезмерной умственной работы, чрезмерной сексуальной активности или недостатка регулярных упражнений. Медитирующий ученик, заболевая, подчас обвиняет практику, не замечая собственных неосто­рожности и неумеренности. Ум всегда ищет оправданий, что­бы избежать практики, но ее нельзя прекращать — даже на один день. Слушайте внутренний голос высшего Я, а не жа­лобы ума.ЛЕНЬ И СОН

Лень, дремота и сон - универсальные препятствия на ду­ховном пути, и сон - самое могущественное. Как и еда, он стал привычкой, которой чрезмерно потакают многие люди. Тем не менее потребность в сне может значительно уменьшится бла­годаря регулярной практике медитации. Сон является психо­логической необходимостью, и время сна можно сократить по­степенно и медленно. Мозг действительно нуждается в кратко­временном ежедневном отдыхе, в противном случае человек по­чувствует себя усталым и неспособным работать и медитировать. Благодаря различным йогическим практикам развивается спо­койный и устойчивый ум. Энергия более не растрачивается на эмоции и бесполезные желания. Ум дольше находится в состоя­нии релаксации, поэтому ему не требуется длительный отдых. Человек будет располагать все большим количеством времени для садханы, когда установится новый и лучший порядок.

Часто во время медитации человек начинает интересоваться, соскользнул ли ум к своей прежней привычке сна или медита­ция действительно имеет место. Это легко можно установить, поскольку во время медитации тело чувствует свет, а ум благо­желателен, тогда как в процессе сна тело и веки становятся тя­желыми, а ум - притупленным. Если сон становится проблемой во время медитации, умывание холодной водой, выполнение дыхательных упражнений или стойка на голове в течение пяти минут вернут ум в бодрствующее состояние.

Апатия и депрессия часто являются спутницами начинаю­щего медитатора. Иногда причина бывает физической, напри­мер, неправильные пищевые привычки, плохое усвоение пищи, плохая компания или плохая погода. Когда это так, причина должна быть устранена или же можно изменить уровень физи­ческой активности.

Апатия возникает преимущественно тогда, когда жизнь уче­ника слишком разбалансирована. Только меньшинство способно всецело заняться медитацией, остальные должны вести контро­лируемую и сбалансированную жизнь. Молодые студенты, пол­ные энтузиазма и идей независимости и романтизма, нуждаются в регулировании своих энергий. Вместо этого они иногда пре­небрегают дисциплиной и блуждают от одного учителя к дру­гому. Просидев полчаса со скрещенными ногами, они ошибоч­но принимают апатию за чистоту, делают вывод, что они выше того, чтобы служить другим, и воображают, будто Реализация достигнута. Или, соскучившись, некоторые обращаются к нар­котикам - скудной замене того опыта, который они не смогли обрести. Серьезный ученик тем не менее устанавливает для себя ежедневное расписание медитации, упражнений и обучения. Если апатия становится препятствием, немного бодрящей рабо­ты или благотворительной активности послужит очищением при создавшейся ситуации. Физическая активность обеспечивает не­обходимый баланс для практики медитации, а упорная работа должна стать неотъемлемой частью ежедневной дисциплины.

СЛОЖНОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Неблагоприятное окружение, неподходящая обстановка и другие препятствия не обязательно ведут к потере впустую чьих- либо усилий. Наоборот, они могут служить катализаторами и средствами в развитии таких мощных сил, как различение, со­переживание, воля и выносливость. Преодоление трудных си­туаций приносит быстрый прогресс.

С другой стороны, нежелательное окружение очень вредно, поскольку такие контакты наполняют ум бесполезными идеями. Чтобы избежать негативных влияний, медитирующий должен бережно ограждать себя. Люди, которые лгут и крадут, или жад­ны, или предаются безделью и злословию, не должны занимать место в жизни духовного человека. Правильнее всего — тщатель­но избегать их.

Понятие «нежелательное окружение» включает в себя боль­ше, чем просто людей, это все то, что вызывает негативные мысли и вибрации. Грубые люди, книги и песни, мешающие пониманию, кинофильмы и телепрограммы, в центре кото­рых — насилие и чувственность, все они отвлекают ум и напол­няют его страстями. Следует сократить даже чтение газет - из- за их целей, а также результата, проявляющегося в возбуждении в уме волн беспокойства и впечатлительности. Все эти помехи направляют ум вовне, вместо того, чтобы фокусировать его вну­три. Они поддерживают иллюзию, будто этот мир — прочная реальность, и скрывают Высшую Истину, лежащую в основе всех имен и форм.

Мир полон алчности, лицемерия, лести, неправды, двуличия и эгоизма, а те, кто притворяется друзьями, зачастую являются самыми злейшими врагами. Помните о так называемых друзьях, которые приходят за деньгами и другими выгодами, когда об­стоятельства благоприятствуют, и которые исчезают, когда удача отворачивается. Эти «друзья в благополучии» дают бесконечные советы, тратят драгоценное время на пустую болтовню, сбиваютчеловека с духовного пути и опускают до своего собственно­го уровня. Конечно, большинство людей предпочитают не раз­мышлять на подобные темы. Многим нравится думать, что их взаимоотношения основаны на бескорыстной любви, но факти­чески зачастую они основаны на страхе одиночества и желании развлечься. Следует покончить со взаимоотношениями, не при­носящими блага, и верить только Внутреннему Голосу, находя­щемуся в собственном сердце. Имейте дело только с теми, чьи собственные устремления к совершенству являются возвышаю­щими и воодушевляющими.

ПРАЗДНЫЕ РАЗГОВОРЫ

Духовную силу ослабляют многие вредные привычки, самая плохая из которых — бесконечная праздная болтовня. Словесное недержание истощает энергию, которую можно было бы ис­пользовать для личного развития. Слишком продолжительные разговоры делают человека беспокойным и не соответствующим требованиям практики медитации. Мудрые произносят лишь не­сколько слов и только тогда, когда это необходимо, — благода­ря такой экономии они сохраняют большую часть силы. Чтобы помочь уму стать спокойным, сфокусированным и дисципли­нированным, молчание соблюдается в течение двух часов еже­дневно, в дополнение к времени, проведенному в медитации. Чтобы практическая польза была максимальной, молчание луч­ше практиковать в то время, когда чувствуется большое желание разговаривать.

Люди интеллектуального типа часто склонны к необосно­ванным дискуссиям и спорам. Человек, не способный сохранять спокойствие, легко вовлекается в жаркие дебаты, слишком мно­гие из которых приводят к вражде, сопротивлению и энергети­ческому опустошению. Когда интеллектуальное размышление, которое обычно присуще физическому плану, используется для метафизического исследования, это может привести ученика к порогу интуиции. Однако трансцендентные субстанции недося­гаемы для рассуждений. Человек должен оставить споры и, по­грузившись в молчание, смотреть внутрь.

Поиски виновных являются самой вредной из привычек. Ум человека, постоянно сующего свой нос в чужие дела, всегда направлен вовне и неподконтролен. Никто не может быть по­груженным внутрь, когда ум вовлечен в активность такого рода. Прилежные занятия духовной практикой не оставляют времени для занятий делами ботайте в первую очередь над собой. Жизнь драгоценна и корот­ка. Никто не знает о том, когда ее у нас отберут. Каждая минута должна использоваться для более высоких целей, чем сплетни и осуждение других.

Самооправдание — эта другая слабость, вошедшая в привыч­ку, которую нужно превозмочь вместе с качествами, ее сопро­вождающими, - самоутверждением, упрямством, лицемерием и ложью. Как только эти слабости укореняются в личности, их становится очень трудно устранить, поскольку эго никогда не признает своей вины. Одна ложь покрывает другую в бесконеч­ной череде тщеславных попыток оправдать себя. Улучшение наступает быстро при условии, что человек учится признавать свою вину, ошибки и слабости.

Мелочность ума тесна взаимосвязана со злословием и по­пытками унизить других людей. Все зло вызывается завистью и невежеством. Они легко могут быть устранены и уничтожены с помощью постоянной заботы о благе других.

ЭМОЦИИ

Из всех эмоциональных барьеров наиболее труднопреодоли­мый - это гнев, величайший враг мира, так как он является наиболее негативным чувством. Это модификация страсти, по­скольку когда желания человека не удовлетворены, он становит­ся злым. Ум тогда в замешательстве, память и понимание осла­бевают и все говорится и делается без осознавания и контроля; Гнев приносит огромный вред физическому и психическому телу как самого человека, так и других людей. Вся нервная система страдает от единственной вспышки гнева. Иногда духовный учи­тель выражает гнев с целью направить ученика, но это не нужно путать с эмоциональным взрывом. Несмотря на то, что он может казаться разгоряченным и негодующим внешне, истинный ма­стер остается прохладным внутри, поскольку он руководствуется ростом своих учеников. Гнев не является правильным только в том случае, если он возникает по эгоистичной или мелочной причине.

Гневливость очень тяжело контролировать, если вы позво­лили этому чувству стать привычкой. Гнев легче контролируй ется, когда он еще мал и таится в подсознании. Человек дол­жен внимательно наблюдать за умом, чтобы заметить признаки беспокойства, — тогда контроль не составляет проблем. Частое беспокойство по пустякам является признаком умственной сла­бости. Этому можно противопоставить бережное развитие по­зитивной силы, спокойствия.

Так же, как жар и свет могут быть трансформированы в электричество, гнев может быть трансформирован в духовную энергию. Все грехи, нежелательные качества и неправильные действия порождены гневом, когда гнев контролируется, все они отмирают сами по себе. Тогда ученик наполовину выиграл битву. «

Гнев набирает силу при повторении, и контролируя его, человек значительно укрепляет волю. Сама по себе практикамедитации помогает устранить причины гнева, поскольку она медленно изменяет уровни и перспективы. Научившись сохра­нять молчание даже перед лицом обиды и оскорбления, человек будет легче улавливать импульсы и эмоции, прежде чем они об­ретут форму. Всегда говорите ровно, если же возникает вероят­ность вспышки гнева во время разговора, перестаньте говорить и делайте что-то еще. Слова должны быть мягкими, а аргумен­ты — жесткими, потому что жесткие слова вызовут ссору. Стакан холодной воды или энергичная прогулка — прекрасные средства для избавления от гнева, как и практика сохранения молчания в течение длительных периодов времени. Курение, употребление мяса и алкоголя - причины беспокойства, создающие проблему, их лучше избегать.

Страх - это самая ослабляющая эмоция. Ученик всегда дол­жен желать рискнуть всем, включая собственную жизнь, ради духовного совершенства. Робость делает человека абсолютно неподходящим для духовного пути. Преступник, который бес­страшен и абсолютно безразличен и непривязан к своему телу, больше подходит для Реализации, чем нервный или сверхосто­рожный человек. Его энергии просто нуждаются в том, чтобы их направляли. Страх является продуктом воображения, но не­смотря на это он принимает реальные формы и может так или иначе причинить вред.

Страх проявляется во многих формах, таких как страх смер­ти, страх заболевания, страх одиночества, страх общества. Беря верх над умом, воображение создает хаос и заставляет человека склоняться перед различными страхами. Страх общественной критики особенно угрожает медитативному прогрессу ученика. Но даже перед лицом гонений человек должен придерживать­ся своих убеждений. Только тогда он будет расти. Страх мож­но превозмочь с помощью изучения самого себя, преданности высшей цели и культивирования противоположного страху ка­чества — смелости. Позитивное всегда превосходит негативное, а смелость всегда побеждает робость.

УПАДОК ДУХА

Медитирующий иногда начинает сомневаться и в существо­вании Абсолютного Источника, и в своей способности достичь Реализации, и в эффективности практики. Недостаток веры вы­зывает упадок духа и становится серьезным препятствием на пути личного развития. Когда возникают эти мысли, ученику грозит опасность ослабить усилия и резко прервать практику. Это будетбольшой ошибкой. Нужно помнить, что неизбежны периоды, когда прогресс становится более или менее заметным. Когда бы ни возникали сомнения, ученик должен сразу искать общество духовно возвышающих людей и оставаться под их влиянием не­которое время. Общение с людьми, обладающими твердой, чи­стой верой и практикой, проясняет все сомнения.

Если ожидания ученика слишком нереалистичны, сомнения со временем обязательно поднимут голову. Начинающий часто думает, что кундалини окажется пробуждена за шесть месяцев и он будет вознагражден ясновидением, яснослышанием, чтением мыслей и левитацией. Иногда возникают весьма странные ожи­дания, и когда они не оправдываются, появляются сомнения. Эта путаница может быть устранена благодаря чтению религиозных книг, верному исследованию и рассуждению - в дополнение к духовному обществу. Сомнения будут возникать снова и сно­ва, но их следует уничтожить безвозвратно с помощью твердого убеждения, непоколебимой веры, основанной на рассуждении, и понимания того, что подобные трудности неизбежны время от времени. В уме всегда должна присутствовать мысль, что это - всего лишь испытания, помогающие усилить практику.

ПОТЕРЯ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ

Соблюдение брахмачарьи или контроля сексуальной энергии необходимо для успешного про­движения к высочайшей цели Реализации. Санскритское слово «брахмачарья» означает знание Брахмана. Оно подразумевает полный контроль над всеми чувствами, в частности целомудрие. Целомудрие - это концепция, полностью чуждая западному уму. Нередко ее сложно понять людям, особенно когда они удобно себя чувствуют со своими внутренними ощущениями и стремят­ся сделать свои взаимоотношения более открытыми и свободны­ми. Но целомудрие - это древний и вневременной аспект, при­сущий всем религиозным традициям мира. В каждой из них есть такие ищущие, которые отказались от всех мирских желаний и чувственных удовольствий. Они известны как монахи и монахи­ни, а в традиции йоги как свами или санньясины. Тем не менее не нужно считать, что чистая целомудренная жизнь рекомендо­вана всем, хотя полное понимание духовной жизни невозможно без основного знания практики и цели брахмачарьи.

Можно сказать, что 99 процентов цели духовной жизни до­стигнуто, когда человек обретает контроль над чувственностью. Это трудно, не только из-за удовольствия, получаемого с по­мощью чувств, но из-за врожденной склонности всех живых существ к продолжению рода. Самым могущественным побуж­дением в природе, после дыхания, является продолжение рода. То есть из всего того, в чем йогин должен обрести мастерство, прежде чем он достигнет высшей цели, контроль над сексуаль­ностью наиболее труден.

Космическая энергия, которая формирует и видоизменяет галактики и мир, это та же энергия, которая постоянно вибри­рует в теле и уме человека. Жизненная энергия, или универсаль­ная прана, проявляется на грубом физическом уровне в качестве сексуальной энергии. Если ее контролировать и сублимировать, она трансформируется в оджас шакти, или духовную энергию. Сексуальная энергия движется вниз, но оджас движется вверх, прочь от сексуальных центров и хранится в мозге. Оджас - это созидательная сила, жизненная энергия, мощь человека, превра­тившего чувственность в духовность.

В сексуальном опыте энергия рассеивается и теряется. Но благодаря брахмачарье та же энергия сохраняется. Постоянная садхана, духовная практика, позволяет эту энергию постепенно трансформировать в самую могущественную силу из всех — кун- далини шакти. Кундалини в дремлющем состоянии находится в основании позвоночника в муладхара чакре до тех пор, пока она не достигает сахасрары в верхней части головы. При под­нятии кундалини происходят высочайшие медитативные опыты. Если энергия постоянно направлена вниз, на сексуальную ак­тивность, она не может сохраняться и не может накопить доста­точную мощь для продвижения вверх через чакры.

Помимо того, что касается кундалини, есть и другие прак­тические причины для сублимации сексуальной энергии. Целомудрие - это форма пратьяхары, контроля над чувствами. Для тех, кто искренне желает прогресса в медитации, необхо­дим полный контроль над всеми желаниями тела. Сильная воля развивается с помощью постепенной победы над сексуальным желанием, так же, как и над желанием вкусной, экзотической пищи, роскошной обстановки и так далее. Как только ум начи­нает обращаться внутрь, развитый ученик постепенно перестает отождествляться с опытом физического мира.

Величайшее побуждение человека — стремление к воспро­изводству себе подобных. Каждый может заметить, насколько оно могущественно, стоит лишь посмотреть, как оно использу­ется преобладающим большинством. Побуждение к соединению с противоположным полом так сильно, что часто оно опроки­дывает всю мудрость и доводы. Но посвященный йогин боль­ ше заботится о контроле над умом, чем об удовольствиях тела. Говорят, что Господь Будда сказал своим ученикам, что если бы имелось еще одно препятствие, столь же могущественное, как сексуальное желание, он не достиг бы просветления.

Конечно, мы не предлагаем подавлять сексуальное желание, поскольку это приведет к обратному результату или повредит здоровью. Но постепенное уменьшение сексуальной активности помогает развить волю, усилить дух и обратить ум от внешне­го к внутреннему. Его энергия может быть направлена на по­зитивные и конструктивные цели. Такова природа сублимации.